Дорога из Лондона в Эдинбург на поезде занимает от 4,5 до 6 часов. Мой вариант следования был самым долгим. Это очень загруженное направление, но как только мы проехали Ньюкасл, в вагонах осталось не так уж много людей. Можно было занять в одиночку пару сидений у окна и поспать полулёжа.
В Эдинбурге легко складывается пазл приятных сердцу вещей. Современный город с прекрасной старой архитектурой, замок на гранитной скале, залив с величайшим мостом, и в центре города — зелёный холм, откуда открывается панорамный вид на все великолепия. Шотландская традиция кажется открытой и душевной. Здесь мужчины получили все козыри в виде килтов, вискиварения и пабов на каждом перекрестке. Эдинбург влюбляет ещё и тем, что в городе много мест, наполненных историями или легендами.
Улицы запружены туристами, инфраструктура мягко обтянула всё культурное наследие, аккуратно расставив указатели и кассы с сувенирными лавками. Скрипуче дудят волынщики, мягким ходом шуршат по брусчатке большие экскурсионные автобусы. В общем, не стоит быть обманутым расхожими сравнениями с застывшим средневековьем или погружением в прошлое. Не умаляя счастья от пребывания там, это очень комфортный город с великолепными обликом и атмосферой, но погрузиться в историю можно тогда, когда город продолжает жить и дышать ей. Такое достижимо только в менее туристической глубинке.
Первой же увиденной достопримечательностью стал монумент Вальтеру Скотту — великому британскому писателю 17-18 веков, который оставил миру художественное наследие — историю Шотландии в своих романах. Меня захватило то, что его фигура настолько ценима, раз одну из главных улиц Эдинбурга украшает не вылитый из бронзы мужчина, а внушительный готический шпиль в духе Кёльнского собора (статуя самого Скотта находится внутри).
The Royal Oak — крохотный паб, построенный на месте морга. В моё присутствие там, гитарист и скрипач играли фолк вперемешку с традиционными хитами. Позже появился мужчина с контрабасом, здорово аккомпанировавший The Man Who Sold The World. Вообще, поездка показала, что каждый третий паб в стране называется The Royal Oak.
Седло Артура — высокий холм в черте Эдинбурга, назван так из-за характерной формы с седловиной. У местных есть поговорка: «Только ленивый не поднимется на Седло Артура». Его высота — 250 метров, на некоторых перекрёстках сквозь улицу открывается неожиданный и живописный вид на холм. Вся зелёная зона вокруг Седла Артура носит название Парк Холируд.
Подъём нетрудный, некоторые устраивают пробежки или гуляют там с собаками.
Крутые виды на город и залив. На первой фотографии из серии вдали виднеется мост через Фёрт-оф-Форт.
Повсюду растёт один из символов Шотландии — чертополох.
Камень, отмечающий вершину холма, венчала распитая бутылка пятнадцатилетнего виски. В чём-то это знаково для Шотландии, композиция на уровне современного искусства. Никто не собирался нарушать такой союз.
Кроме этого, на вершине стоял постамент с железной пластиной, указывающей на разные достопримечательности в округе.
Привал.
Я возвращался в город другой тропой, чтобы посмотреть на парк со всех сторон. Как же здорово, когда внутри города есть такое живописное место.
В Эдинбурге множество тупиковых улиц. Одна из самых знаменитых — Mary King’s Close. Это место насыщено городскими легендами. Так, местные считают, что в конце 17 века этот тупик был замурован муниципальными властями, чтобы избежать распространения чумы. Из-за холмистого рельефа, и учитывая то, что город продолжал застраиваться, Mary King’s Close фактически оказался подземной изолированной улицей. Спустя время археологи исследовали это место и обнаружили, что там был не один тупик, а целая система подземных переходов с комнатами, где когда-то жили люди, страдая от болезней и вечных нечистот. Очень атмосферное место, теперь его можно посетить.
Королевская миля — главная улица в «историческо,м сердце» города, ведущая к Эдинбургскому замку. Весь центр волшебно красивый.
Ассортимент уличных весельчаков: волынщики, ср,едневековые воины, грим в духе «Храброго сердца» Мела Гибсона.
Основные сувениры: килты, спорраны (традиционные поясные сумки), шотландская клетка и песочное печенье.
По мнению некоторых известных британцев, словосочетание «cellar door» — самое красивое в английском языке. В числе тех, кто так считал, были Эдгар По и Дж. Р. Р. Толкин. Последний высказался: «Предположим, вы говорите мне совершенно обычные слова — скажем, «cellar door». При этом звуке у меня в уме всплывает имя «Селадор», далее — персонаж, который мог бы его носить, и начинает раскручиваться целая цепочка.»
Над городом господствует Эдинбургский замок. Скале под ним семьсот миллионов лет, в сравнении с чем, сама крепость — пыль истории. Замок несколько раз переходил из в рук в руки за длинную историю воин между Англией и Шотландией. Слушая гида, трудно было оставаться в контексте одного только Эдинбургского замка — мне хотелось впитать всю историю острова за один день, что абсолютно невозможно.
В музее показывают процесс создания виски от исходных продуктов и до — совершенно верно — дегустации. Мне больше всего понравился односолодовый виски с острова Айла: там солод коптят перед приготовлением, поэтому у конечного продукта присутствует дымный аромат.
Сумеречный и ночной Эдинбург.
На вратах замка написан королевский шотландский девиз: «Nemo me impune lacessit», что переводится как «Никто не тронет меня безнаказанно». Есть легенда, что первоначально это выражение относилось к чертополоху – другому символу Шотландии, что звучит вполне справедливо.
Вид на Калтон Хилл со стороны Эдинбургского замка.
Внутренняя улица. На протяжении веков у студентов Эдинбургского университета в ходу суеверие, что если пройти через ворота замка, то провалишь свой выпускной экзамен.
Крепостной музей наполнен тем, что и следует ожидать: оружие, табели, доспехи, оружие. Находками, которые меня искренне развеселили, стали награды за трезвость. Трезвость! В колониальную эпоху многие солдаты британской короны несли службу в далёких и не очень весёлых местах. И в начале 19 века пьянство служащих в Индии было настоящей проблемой. Некоторые офицеры подняли флаг трезвости и объявили набор в общества воздержания от алкоголя. Награды выдавались почти за каждый год режима. Позже такая практика расползлась в другие колонии за пределы Индии.
Напомню, крепость стоит на огромной скале. Я как увидел её, сразу представил, что там должно быть удачное место для тюрьмы, и оказался прав. Но в 1811 произошёл массовый побег, и тюрьму перенесли. На стене висит расписание питания заключенных по дням недели. Вот масло с сыром — только по пятницам.
Отдельное мини-кладбище для солдатских собак.
«Монс Мег» — кованая бомбарда XV века, калибром в примерно полметра. Снаряды тогда были каменными, одно ядро весило 180кг. Как и показала история, такой хреновиной больше получалось устрашать, чем воевать.
На территории замка есть часовая пушка, из которой ежедневно в час дня производится выстрел.
Руины часовни св. Антония и парк Холируд.
Эдинбург — потрясающий.