Чтобы попасть в Абхазию без транспорта, надо добраться до Адлера, проехать на автобусе или такси к границе, которая прямо на окраине города, и перейти её пешком в Псоу. Оттуда ходят маршрутки во все значимые пункты: Гагры, Новый Афон, Сухуми и пр. Стоимость проезда в Абхазии меняется по настроению водителя.
Самый распространённый способ исследования природных достопримечательностей Абхазии — на фото ниже. Местные адаптируют уазики под нужды туризма, убирая всё лишнее, что позволит набить побольше людей, и оплетая металлический каркас чем-то мягким, чтобы снизить процент летальных исходов.
Водят тут довольно оголтело.
Как я понял, растаможить машину в Абхазии почти ничего не стоит, поэтому все ездят на пригнанных, сильно подержанных иномарках бизнес-класса. Ездить не на мерсе или лексусе, даже которому сто лет в обед, здесь моветон.
Смотреть природные достопримечательности Абхазии в сопровождении местных — это две крайности. Могут привезти к капающему склону и остановиться на целых полчаса, а могут и к огромному, захватывающему дух водопаду, где водитель уазика будет ждать те же жалкие полчаса. Кроме того, за любой шаг в сторону тут принято брать деньги. Захотел встать на эту площадку, откуда получше видно — плати. Захотел сфотографироваться с тем камнем — плати. Местные караулят, чтобы вовремя сообщить, что твоё действие стоит 50-100 рублей.
К сожалению, инфраструктура такова, что перемещаться между этими пунктами самому, но без личного транспорта — невозможно.
Надо отдать должное тем местам, ради которых стоило потерпеть.
Некоторые совершенно захватывают дух.
Гегский водопад.
На небольшом участке дорога проходит через тесное ущелье. Классные ощущения.
Вдоль дорог много точек, где с прилавка продают мёд, домашнее вино и всякие травы-муравы. Водители уазиков, в порядке симбиоза с торговцами, сгружают людей на привал именно в таких местах.
Озеро Рица — это то немногое в Абхазии, за что можно простить все провалы местного сервиса.
Аляповато на берегу выглядят кафе и прочие постройки, но если немного отвести взгляд, то это услада для глаз.
На одном из берегов находится дача Сталина. Тут я его хорошо понимаю.
Теперь у меня огромное желание увидеть Рицу зимой, потому что, судя по фото, в это время года там очень живописно.
У местных постоянная сиеста, и это не только про собак. Абхазцы, как и полагается южным жителям, в массе своей очень ленивы.
Путь продолжается. Нас везут в сторону озера Мзы на высоте двух километров. На определенном участке уазик останавливается, и ещё час мы идём пешком.
Озеро очень тихое. На фото — июль, но на редких участках вокруг лежит снег.
По единственной тропе, которая ведёт к озеру, водят конные прогулки. Это создаёт очевидные дополнительные препятствия.
Усталость от пройденного пути придаёт красоты этому месту.
Озеро находится в окружении альпийских лугов, чем тоже без устали любуешься.
В Новом Афоне помимо выходя к морю есть две точки притяжения — это Новоафонский монастырь и Новоафонская пещера. В пещере я не фотографировал, но она довольно примечательная. Там несколько больших залов, подземные озера и крошечная железная дорога, напоминающая метро.
На фото ниже — Абхазия, как она есть, если осмотреться. Чуть отойти от курортно-приморской зоны, и начинается разруха и заброшенность.
Она соседствует с приятными прогулочными зонами.
Новоафонский мужской монастырь.
Приятно прогуляться вокруг, комплекс зданий находится на небольшой возвышенности, открывается вид на море.
Окрестности монастыря.
Местный коммерсант.
Искусственный водопад в городе.
От неухоженности всё так поросло растительностью, что даже стало лучше, чем могло бы быть.
В Новом Афоне есть заброшенная станция железной дороги, и выглядит она очень атмосферно.
Оба перехода в тоннели с ужасом уставились друг на друга.
Сталинский ампир.
Подобные выносные рекламные щиты стоят на каждом углу. Рица-Рица-Рица, коллаж из одинаковых кадров.
В пруду живут лебеди.
Внесу политкорректности.
Несмотря на то же наплевательское отношение к сервису, как и в среднем по Абхазии, Пицунда — одно из лучших мест, где я был.
Всё из-за высоких сосен, выходящих к самому берегу. Они с треском покачиваются, а земля под ними усыпана сухими иголками. Пахнет хвоей и морем. На меня это производит глубокое впечатление.
На самом берегу присутствует стихийный, но небольшой шанхай из забегаловок и прочих ненужных сооружений, но это не омрачает общее впечатление от природы. К слову, поесть здесь можно очень вкусно за нормальные деньги. Абхазия — это предместье винно-мясного гастрономическая рая, которым мне представляется Грузия.
Теперь у меня песня «Сосны» Океана Эльзы ассоциируется с этими местами.
По вечерам на берегу гремит безмозглая музыка соседних дискотек.
Но море есть море, ему всё равно.