Поездка в Италию потеряла бы важную часть колорита, обойди мы стороной эти милые деревушки, щедро разбросанные по всей Италии. Мне даже неловко называть их деревнями из-за навязчивой ассоциации с немытой сельской глушью. Напротив, в Италии во многих таких местах даже есть своя каменная крепость, а улицы не пестрят вывесками и выглядят значительно. Поэтому «маленькие города», пусть будет так.
Это в 30 километрах от столицы, и здесь мы жили, когдa каждый день ездили в Рим. Арендованный нами дом стоял на окраине Браччано, и с террасы, если высунуться из-за парапета, немного виднелась крепость на возвышенности.
К ней мы ходили всего раз, и то, не дойдя до ворот, полюбовались издалека. Центр вполне старинный.
Браччано стоит на берегу одноименного озера, которое мы так и не успели увидеть.
Когда мы жили в Браччано, в один из дней вместо Рима мы отправились в поездку по небольшим менее известным местам. У нас был маршрут, включавший несколько пунктов, но представить, сколько времени нам на всё понадобится, было сложно, поэтому мы ориентировались по обстоятельствам.
Самым ближайшим был городок Бомарцо и его главная достопримечательность — «Сад чудовищ».
Сразу за воротами — каменный сфинкс на постаменте с надписью, составленной самим основателем: «Ты, входящий сюда, разложи ум на части и, подумав, скажи мне, для чего сии чудеса? Для обмана они или ради искусства?».
Этот парк заложили в 16 веке по воле герцога Пьера Франческо Орсини. Он создавал его в память о своей умершей жене, и в будущем саду, окружённым подлесьем, он хотел видеть место уединения. Тогда это место называлось «Священным лесом», а название «Сад чудовищ» прижилось уже в 20 веке.
Парк противоречит идеалам красоты Ренессанса, многие скульптуры изображены в причудливо свирепых позах.
После смерти Орсини этот сад несколько столетий пребывал в запустении, его привели в порядок, а затем открыли для всех только в прошлом веке. Посещать каменный зверинец любил Сальвадор Дали.
Здесь есть дом, покосившийся от оползня.
Кривоватый перевод надписи на верхней губе монстра: «Каждая мысль летает». В пещере-пасти от голосов звучит эхо, подтверждающее это высказывание.
А это пространство было ипподромом. Жёлуди — символ благополучия, а сосновые шишки — смерти. Брошюра-путеводитель по парку интерпретирует это чередование, как «воплощение образа ложного рая».
Приводит сад к умиротворённой полянке.
И прогулка по парку заканчивается входом в храм, построенный в память о Джулии Фарнехе, жене герцога Орсини.
После «Сада чудовищ» мы пошли в сам Бомарцо осмотреть город. Стоянка парка была заполнена автомобилями, к середине дня ожидался наплыв посетителей.
Несмотря на крошечность Бомарцо, занимающего узкую полоску возвышенности, это место — удивительная паутина переулков и каменных лестниц. Есть даже лифт, курсирующий между уровнями.
Безлюдно, оттого невероятно любопытно заглядывать за каждый угол.
Повсюду россыпью цветочные горшки.
Городские детали.
Там и правда настолько тихо, казалось, что здесь никто не живёт. Соседство с «Садом Чудовищ» навевало в мыслях сюжет в духе «Унесённых призраками».
Вид с верхнего уровня.
Панорамы Бомарцо.
В холмистом пейзаже центральной Италии 2,5 тысячи лет назад этруски основали неприступный город-замок. Сквозь века это место преследовали беды: обвалы, оползни и землетрясения. В конце 17 века череда катаклизмов вынудила людей покинуть дома, а Чивита Ди Баньореджо получила прозвище «умирающий город». Спустя время, некоторые жители вернулись туда, но только чтобы зарабатывать на туристическом потоке.
Попасть в город можно, пройдя по длинному мосту. Его построили сравнительно недавно, только в 1965 году. Он связывает оживлённый и сейсмически более устойчивый городок Баньореджо с этой заброшенной, но куда более живописной частью.
Такие панорамы рисуют у меня в воображении сцену: сгущаются тучи, из-за горизонта появляется вражеская армия, жители города готовятся к затяжной осаде.
Мы приехали туда после обеда, когда солнце было аккурат в зените. Переход ожидался изнуряющим. Захватывайте с собой зонтик.
Для города-призрака внутри были слишком уютно.
Дома пышно оплетались вьющимися растениями и гроздьями цветов.
С некоторых площадок открывались умопомрачительные виды
А весь городок — одна улица с небольшими тупиковыми закоулками. И правда, работало несколько заведений и сувенирных лавок. Пишут, что какие-то из этих заведений — это трактиры с пятисотлетней историей. А что вообще в Италии не с такой историей?
К сожалению, за двадцать минут можно всё обойти и увидеть, больше делать там нечего. Дальше — знойный путь по мосту обратно.
Возвращаясь к парковке в Баньореджо, увидели реликт, связывающий эпохи.
Чивита Ди Баньореджо до сих пор находится под угрозой краха из-за возможного продолжения обвалов. ЮНЕСКО позаботился, и включил её в перечень мест, подвергнутых наибольшей опасности разрушения. Есть планы по укреплению скалы металлическими стержнями. Будем надеяться, у них получится.
Есть какой-то восторг в том, что ты паркуешь машину у крепостной стены.
А потом идёшь вдоль неё, заросшей мхом и кустами, и хочется, чтобы из старой деревянной двери вывалилась пара мужиков с телегой, гружёной бочками с вином, и громко окрикивали всех вокруг: «Так! Не мешать! Дорогу! Дорогу!».
Сорано, как и Чивиту де Баньореджо построили этруски. Город окружён туфовыми скалами. Туф — это довольно лёгкая, пористая горная порода. Благодаря этому, этруски проделали в ней много ходов, тайников и пещер.
Место раскрученное, как туристическая достопримечательность, но невероятно красивое. Как и предыдущие, город практически не живой — людей на улицах почти нет.
Гулять по Сорано — сплошное удовольствие, но потрясающие виды открываются и с трассы, город будто растёт из скалы.
После Сорано мы чувствовали внутреннее переполнение прекрасным. Дело шло к вечеру и пора было ехать к дому в Браччано.
Проезжая мимо озера, внутри появилось желание побыть у воды. Так мы свернули к озеру Больсена и одноимённому городку.
Снова парковка распологалась недалеко от крепости, на которой развевался флаг Больсены, похожий на каталонский.
Там раскачивались лодки, лениво гулял народ. Мы зашли перекусить, и нас угостили итальянским пасхальным хлебом, потому что как раз шла католическая Пасха.
Мы побыли у воды, и больше в Больсене было делать нечего, дальше — долгими тёмными серпантинами навигатор вёл нас в обратно Браччано.
Здесь мы жили, когда ездили во Флоренцию, в Венецию и на Лигурийское побережье. Реджелло — совсем маленькое место и сказать о нём в общем-то нечего.
Я разок прогулялся по нему вечером, но как в любом заштатном европейском городке, вечером абсолютно всё закрыто, и в переулках свистит ветер.
Мы жили здесь ради таких вот закатов.
Наш радушный хозяин Лоренцо радовал домашними завтраками, бодрил широкой улыбкой с добродушным прищуром, а напоследок подарил банку перетёртых оливок из собственного урожая.
Такие не сильно примечательные, но добрые места очень вдохновляют меня в любой поездке.
Город очень приметный: с трассы видишь возвышенность среди степей, где всё плато занимают силуеты домов и башен. Таких кадров не осталось, в дороге я почти не фотографировал, но такие фото легко можно найти в сети.
Мы заехали в Орвието по дороге в аэропорт перед вылетом, и у нас было в запасе два-три часа. Начался он с удивительной лавки «Лаванда Дель Лаго», где все продукты были из лаванды и лавандового цвета. Это был такой яркий удар, что весь Орвието теперь тоже вспоминается в таком цвете.
Город напомнил нам, что прекрасного было в Италии.
Непосредственные и комичные детали.
Семейные лавки и ресторанчики.
Маленькие яркие ретро-автомобили.
Двери.
Башни.
Огромный старинный собор. В полоску, как и Сиенский.
Было в Орвието и что-то своё. Например, тут проходила ярмарка Cittaslow. Как я узнал позже, это движение родом из Италии, поддерживающее идеи «slow movement» и «slow food». Простыми словами, они радеют за размеренный ритм жизни, за ручной труд, и за всё местное — в противовес фаст-фуду, глобализации и суете.
К центральной башне было прикреплено несколько древних гербовых щитов.
На одной из улиц стояли большие деревянные скульптуры, похожие на иллюстрации из детских книг.
Другая улица с яркой вывеской «Волшебник Оз» пестрила рыцарской атрибутикой и детскими игрушками на магическую тематику.
Так наша поездка подошла к концу. Перекусив пиццей «Маргаритой», мы с мамой поехали в аэропорт Да Винчи рядом с Римом.