Гуанчжоу

Июнь 2018

Мы прибыли Аэрофлотом из Москвы, девять с чем-то часов полёта прошли не очень утомительно. Вылет в 7 часов вечера, большая часть пути — ночью, то спишь, то не спишь, но к утренней посадке чувствуешь себя неплохо. Иммиграция представлялась немного волнительной, ведь мы были технологом и товароведом из Благовещенска, прибывшими на полгода изучать технологию изготовления хлеба в городе Миньшань. Что? Да.

Волнения были напрасны, наш хлебопроизводственный дуэт без лишних вопросов впустили в Китай.

Гуанчжоу

Здесь у нас короткая остановка и ночёвка перед скоростным поездом, который отвезёт в туристические места, ведь наша первая неделя здесь — запланированный отпуск. Надо было бросить вещи в гостинице. Планируя поездку, я нашёл что-то очень простое и недорогое на китайском сайте бронирований, отличный вариант совсем рядом с вокзалом, с которого на следующее утро надо было уезжать.

От ближайшей станции метро предстояло пройти пешком. Большие города играют с тобой такую шутку: кажущееся по карте «совсем рядом» ввиду масштаба оказывается получасовой прогулкой. Вдоль тротуара росли деревья манго, а плоды валялись под ногами, как жердёлы в Краснодаре летом. Тягучий влажный воздух заполнял лёгкие и имел особенный запах, большой коммунистически-красный чемодан непокорно вилял в разные стороны, было очень жарко, мы почувствовали себя в Азии.

Дойдя до улицы, на которой находилась гостиница, мы будто попали в другой район. В такую деревню с грунтовой дорогой, где дети играют с собакой, а мопедист везёт какие-то коробки. Люди отвлекались от дел и посматривали в нашу сторону. Прохожий пытался что-то спросить, по-китайски, разумеется. Вспотев от сопротивления своенравно виляющего чемодана, я сжимаю в руке распечатку с адресом, но думаю, что пусть это остаётся козырем: нужный дом интересно найти самому. Нумерация заканчивается раньше, чем указанное местоположение. Местный вглянул на иероглифы с моей бумажки, что-то сказал и невнятно махнул в сторону подворотни. Вход в гостиницу был в двадцати метрах оттуда вглубь построек, без очевидных нам опознавательных знаков.

Пока мы ждали номер, нас попросили посидеть в общей комнате, где было что поразглядывать в ожидании. По атмосфере это напоминало хостел, возможно, это он и был, но с парой изолированных комнат. Сразу же был задан фарватер гигиены — нам предложили воды, но стаканы выглядели так, будто из них кто-то уже пил, а вода в графине на вкус была как из-под крана.

Номер был даже неплох: кровать, окошко, хороший телевизор. Туалет аутентично-китайский, с «орлиной» посадкой. Усталость помешала зафиксировать всё это для хроники. Первым делом захотелось вздремнуть.

Никакого грандиозного плана на этот вечер в Гуанчжоу, только мимоходом познакомиться с городом, поужинать. Взглянув на карту, мы выбрали одну из центральных станций, без привязки к чему-то конкретному. Выходим в том месте из метро и видим: высотки и шоссе, переходы количеством полосок соревнуются с этажностью зданий.

Вроде бы где-то недалеко от центра, но идём дешёвыми кварталами с мелкой коммерцией. Мне напомнило первую прогулку по Риму.

Палатки с сантехникой, царство хромированного металла и гофрированных труб, висящих «дождиком» над прилавками. Бойкое рыночное движение: что-то отгружают, коробки перемещаются туда-сюда, витки пара поднимаются над заваренной лапшой у торговца, пока тот отвлекся на соседа. Замечательно видеть город с разных сторон. Более того, представить Китай без этой стороны жизни — решительно невозможно.

Густой зеленый вид набережной придают деревья, увитые одеревеневшими лианами.

Гуанчжоу — огромный город больше Москвы, но, скорее всего, мы уже на одной из центральный улиц. Живая река прохожих, кругом рестораны, во многие трудно пробиться: люди становятся в очередь возле входа.

Всё пёстрит, мигает реклама на экранах, каждый иероглиф светится. Такая картинка, сопровождаемая шумом толпы, создаёт определенную вибрацию китайского мегополиса. Потребительский рейв, киловатты рекламных вспышек. Может быть, это моя усталость, ища сон, заставляет сознание воспринимать эти бетонные джунгли Гуанчжоу как иллюзию.

Забегая вперёд, шумные мегаполисы с обилием световой рекламы всё равно ощущаются по разному. Гуанчжоу, например, совсем не похож в этом на Гонконг или Шэньчжэнь.

В таком местечке можно набрать разных фруктов, платишь за общий вес. Забавно выглядят трубы-охладители, торчащие из-под прилавка.

Первая встреча с едой за день, открытая терраса с множеством посадочных мест, так что не надо было ждать очереди, и всё, что мы заказали, оказалось довольно аппетитным. Там, где мясо с рисом, лежит китайское брокколи, оно не похоже на то, которое нам привычно: нет густых соцветий, но есть толстый мясистый стебель, — мне пришлось по вкусу. Открыта первая особенность китайской еды: нужна сноровка, чтобы не ляпнуть жиром на одежду.

Ещё немного прогуляться перед тем, как пойти обратно в гостиницу. Накрывает усталость, хочется в номер и спать.

Утро. Побрякивая чемоданами, идём на вокзал. По пути проходим грязненький канал, в котором вроде бы кто-то даже рыбачил. Вдали видны огромные современные арочные крыши вокзала, они выглядят как футуристичные здания, которые колонисты построили на пока ещё не освоенной планете.

Меняем распечатки брони на билеты и садимся в скорый поезд до Хуайхуа.