Мы приехали в Чехию в середине декабря, чтобы оформить визу в США и заодно повидать наших друзей, живущих в Праге. Ожидание очереди в американском посольстве в Москве достигало 300 дней, так что приходилось искать другие варианты.
Друзья нас встретили в аэропорту с красивой именной табличкой (вот где хочется сделать фото, но момент так быстро уходит) и повезли в центр. Первую панораму города мы увидели, когда уже полностью стемнело. Прага не пестрела огнями — улицы были глухо освещены тёплым жёлтым, подсвечены отдельные знаковые здания.
Странно, но к вечеру на ярмарке у собора св. Вита почти не было людей. Возможно, из-за того, что к этому месту ведёт длинная лестница.
На следующее утро я уже передал паспорт посольству. В здание нельзя проносить электронные устройства, поэтому зал ожидания перед заветными окошками с визовыми офицерами был полон людей без смартфонов. Это когда все просто сидят и мучительно ждут. Если сейчас кто-то тоскует по времени, когда «все не пялились в эти свои экранчики», то добро пожаловать.
В продолжение утра: река Влтава, прогулочный корабль неуклюже разворачивался на месте.
На этом берегу стоит музей Кампа с современным искусством. Что-то из экспозиции здесь рядом, под открытым небом. Вроде этих странноватых гигантских скульптур младенцев.
К экспозиции относятся и эти обработанные стволы деревьев, где зарубки похожи на шнурки на женском корсете.
Отсюда в одну сторону видно Карлов мост и Староместскую башню.
В другую: триумфальное здание Национального театра и мост Легионов.
В тихий понедельничный обеденный час девушка кормит уток на берегу, но чайкам достаётся больше.
Группа поддержки на противоположном берегу.
На мосту Легионов. Первые впечатления от Праги: центр большой, в нём сходу не сориентируешься и можно бесцельно гулять разными кварталами с красивой архитектурой; чем-то напоминает Москву, Киев, Питер; всё не слишком аккуратно и великолепно; вроде бы множество приятных на вид кафе и кофеен. Вокруг шарахается много соотечественников, много вывесок переведено на русский.
В Праге отличные трамваи, низкопольные и просторные, с терминалами для оплаты картой. Есть и те самые лупоглазые «татры тэ-три», которых до сих пор немало в Краснодаре.
В строю и совсем старый одноглазый трамвай — туристический аттракцион.
Как-то мимо проехала старая «татра», обклеенная плакатами, напоминающими о бархатной революции 1989 года в Чехословакии.
Фонарь над указателем похож на футбольный мячик.
«Око Саурона» перед театральными кассами, видимо, задумывалось как метафора о зрителе, ради которого всё это построено.
Национальный музей своим видом перекликается с национальным театром: форма крышы, статуи ангелов по углам.
Площадь Вацлава перед музеем — место встречи туристических групп; она замыкает бульвар с магазинами, там всегда река людей. Так или иначе, это был единственный короткий путь к мостам и центру города, которым мы пользовались.
Гранд Отель Европа выбивается своей карамельностью, как будто его телепортировали из параллельной реальности.
К сожалению, разрешены и довольно популярны вывески в виде вертикальных баннеров. Видимо, есть какое-то правило, запрещающее делать рекламу, отступающую от здания больше, чем на какую-то величину. Из-за этого все стараются лепить баннеры в высоту. На секунду представляешь что их нет — воображаемый вид становится просто великолепным.
Нередко попадались расписанные дома.
Небольшой фоторяд, по которому можно воспроизвести в памяти улицы и архитектуру центра Праги.
На обычной рождественской ярмарке шумит толпа, через которую нужно протискиваться от прилавка к прилавку. Несмотря на это, мне там нравится. Ведь, во-первых, это редкая возможность поесть прикольной уличной еды в Европе. Потом, стаканчик с глинтвейном греет ладони зимой и бьёт в нос аппетитным терпким ароматом. Там добрая атмосфера и, почти наверняка, на всю площадь сладко пахнет блинами, пардон, крепами. Вот что вдобавок интересного в Чехии:
На каждой площади в нескольких местах над углями крутятся трдельники. Это такие трубочки из теста, пришедшие то ли из Венгрии, то ли из Словакии. Со слов местных, в Чехии они появились сравнительно недавно, но уже получили репутацию «своих национальных» и «знаменитых чешских».
Друзья нам сказали, что чем меньше мангал, тем лучше, ведь тогда выше шанс получить свежеиспеченный трдельник. На длинных жаровнях стержни с готовыми трдельниками отставляют в стороны и есть риск, что продадут не тот, что «с пылу, с жару».
Конечно, есть трдельничные как отдельные заведения, и ставят там не мангалы, а электропечи, стоит ли упоминать, что это «не то»?
Вертель с приводом крутит огромные куски свинины «по-старопражски».
Над чем-то демонстративно трудится ярмарочный кузнец.
Блестит золотыми шариками новогодняя ёлка.
Франц Кафка родился и жил в Чехии. Здесь стоит посвященный ему музей, а в любом сувенирном магазине будет продаваться что-то с его именем. На одной из небольших площадей есть и арт-объект из вращающихся дисков, на несколько секунд то соединяющихся в лицо писателя, то снова распадающихся в беспорядочном движении его беспокойного рассудка.
Пешеходные переходы.
Скульптура на Карловом мосту и старая водонапорная башенка.
Симпатичные уличные детали.
«Мануфактура» — очень популярная чешская сеть магазинов косметики.
Известные астрономические часы, я много раз видел их фотографии и мне казалось, что они где-то вверху на башне, как Биг Бен. Оказалось, что они совсем невысоко, на уровне между вторым и третьим этажами.
Перед ними собирается огромная толпа, которая фотографирует, как каждый час там выезжают и танцуют фигурки.
Мы жили рядом с Намести Миру, так называется площадь перед собором на фото ниже. Очень удобный и красивый район по соседству с центром. Уйма заведений, где позавтракать-поужинать, площадь с новогодней ярмаркой, несколько трамвайных маршрутов. При этом здесь довольно спокойно. Если возвращаться в Прагу, я бы снова выбрал именно это место.
Мне одобрили визу, и за паспортом понадобилось ехать в офис курьерской службы. Прага напомнила, что центр окружён холмами.
Какие-то зимные цветочки, похожие то ли на хлопок, то ли на поп-корн.
Футуристический «дом-фонарь» недалеко от площади Вацлава.
В Праге знают, что делает город действительно уютным: красивые приствольные решётки.
На фотографии сразу две перехода, второй — от старой архитектуры к модерну.
Национальный музей.
Здесь нам встретился магазин немецкой франшизы Vom Fass, раньше мы находили такой в Зальцбурге. В этом месте продаются ликеры, настойки, масла и прочие жидкости. Раз это была предрождественская пора, мы решили купить немного эгг-нога. На пробу эгг-ног оказался странным на вкус, так что мы взяли пару других. А как более приятную альтернативу эгг-ногу в Von Fass можно брать ликёр бомбардино — то же самое, даже лучше. Кстати, «палёнка» с чешского — это «настойка».
Кухня: жареное, томленое и жирненькое. Гуляшики, рёбра-рульки, картошка с мясом. Чешское пиво — как пиво. Кажется, прошло время, когда была так ощутима разница с нашим. Может я просто не поклонник пилзнеров, особого восторга не испытал.
Потрясающее открытие: IF Café. У кондитерской — очаровательное акварельное меню с трогательной первой страницей, отличные десерты и отсутствие вайфая. Место уже раскрученное, в Праге несколько точек, но выглядит уютно, как будто это маленькая «домашняя» история.
Here comes the sun, and I say
It’s all right
В те дни я зачитывался знаменитой биографией Джобса, написанной Айзексоном. Не буду уходить в детали того, что меня цепляло в истории его жизни и работы. Оказалось, что в Праге есть частный музей техники Эппл, и мне стало очень интересно туда попасть, потому что это было бы отличной иллюстрацией к тому, о чём как раз читал.
Вывеска и витрина выглядят спорно. Возможно, что живой Стив бы обречённо сплюнул и никогда больше не смотрел в ту сторону.
В окне — ромашка из разноцветных первых «аймаков».
Интересно было посмотреть на все эти раритеты, с которых начинался Эппл. Пока ещё не интегрированная система, нет проработанного дизайна, на чём позже зациклился Джобс, это все воплотится в первом Макинтоше.
Эволюция айподов и аймаков. У меня был айпод классик с жёстким диском — чистый восторг от колёсика, плавного интерфейса и от того, что туда можно было загрузить всю музыкальную коллекцию.
В музее есть практически вся техника, которую выпускали Эппл и НэКСТ. К сожалению, ни с чем нельзя поработать, ни к чему не прикоснёшься. Вроде и разумно, чтобы всё это имело сохранный вид, но как же охота повертеть в руках старый айпод или и попробовать операционку первого Макинтоша.
В пятницу мы встретились с друзьями и поехали в Вышеград — район Праги со старой крепостью. От остановки транспорта туда ведет длинная лестница. Здесь тихо, тропинки, старый камень и крючковатые деревья.
Когда мы дошли до этой ротонды, посыпал снег.
Он падал крупными хлопьями, с высоты крепости было видно, как тотчас всё вокруг тронула белизна.
Когда позже я читал про Вышеград, узнал невероятную историю: в 12 веке здесь пронёсся мощнейший смерч, разрушивший большую часть крепости и дворец, погибло около тысячи человек. Кто бы мог подумать!
Виды отсюда шикарные.
Меньше, чем за полчаса всё красиво замело снегом.
Основательно подмерзнув, мы развернулись и пошли обратно. Стоило сойти с холма Вышеграда, снег прекратился. Под ногами уже была скользкая каша. Мы направились в кофейню есть вафли и пить сваржак.
Неделя в Праге прошла очень быстро. Я работал из шумной Costa Coffee и других кофеен, стараясь не упускать момент прогуляться по городу в дневное время. Здесь нет такой рождественской сказки, как в Эльзасе, или где-нибудь в Австрии, Германии. Здесь в меру шумно, в меру живописно, в меру иностранно. Местная речь оставляет чувство славянской близости, может какие-то ещё знакомые культурные маркеры то и дело обращают на себя внимание, но в целом Чехия выглядит, как западноевропейская страна. Мне хотелось то и дело сравнивать Прагу с Киевом, в первую очередь из-за того, что и там, и там очень вкусно кормят, но Украина, конечно, гораздо сильнее похожа на Россию.
Мы были здесь неделю, и эта поездка не следовала плану Гостя Праги, мы обошли вниманием все возможные музеи, галереи и дворцы. Были приятно гулять, есть трдельники, кататься на трамвае, видеться с друзьями и тискать кошку в гостях. Это поддерживает гармонию и размеренность.
Остальное может подождать другого раза.